"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов,
приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана
играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных,
информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России на данном этапе осуществляется реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами Российской Федерации к маломобтльным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..."
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
- Конституция Российской Федерации
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации напериод до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изм. на 05.12.2017) (статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (>>>)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.09.2012 "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность"
- Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалижов услуг и объектов, на которых они предоставляются, окащания при этом необходимой помощи
Нормативные акты регионального и муниципального значения
- Приказ Департамента образования Ивановской области от 16.02.2016 № 217-о "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования Ивановской области, а также оказания им при этом необходимой помощи" (>>>)
- Приказ Департамента образования Ивановской области от 24.02.2016 № 279-о "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидцальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (инвалида)" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 14.03.2016 № 163 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в муниципальных образовательных организациях города Иванова" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 29.04.2016 № 293 "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (инвалида)" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 29.03.2023 № 170 "О результатах независимой оценки качества образования за 2022 год"
Локальные акты МБДОУ "Детский сад № 2"
- Приказ заведующего МБДОУ "Детский сад № 2" от 16.03.2016 № 29 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов МБДОУ "Детский сад № 2" и предоставлемых услуг" (>>>)
- Приказ заведующего МБДОУ "Детский сад № 2" от 26.05.2016 "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида" (>>>)
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 1 (>>>)
ПЛАН по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценке качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад№ 2" (>>>)
ПЛАН работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (2) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (3) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (4) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (5) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2023 год (>>>)
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому дошкольные образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги-дошкольники должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчать процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип развития: взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания: соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности: создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия: установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители (законные представители)); педагог как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества: отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности: обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем - формирование у детей готовности к самостоятельному познанию.
7. Принцип здоровьесбережения: забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
- - - - - - - - - - * * * - - - - - - - - - -
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание,
- внешкольное воспитание и образование,
- среднее общее образование,
- среднее профессиональное образование,
- высшее профессиональное образование
Детям предоставляется возможность посещать дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посешать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
В соответствии с нормативными документами Российской Федерации к маломобтльным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" |
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ "НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ" |
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..."
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
- Конституция Российской Федерации
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации напериод до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изм. на 05.12.2017) (статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (>>>)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.09.2012 "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность"
- Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалижов услуг и объектов, на которых они предоставляются, окащания при этом необходимой помощи
Нормативные акты регионального и муниципального значения
- Приказ Департамента образования Ивановской области от 16.02.2016 № 217-о "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования Ивановской области, а также оказания им при этом необходимой помощи" (>>>)
- Приказ Департамента образования Ивановской области от 24.02.2016 № 279-о "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидцальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (инвалида)" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 14.03.2016 № 163 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в муниципальных образовательных организациях города Иванова" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 29.04.2016 № 293 "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (инвалида)" (>>>)
- Приказ управления образования Администрации города Иванова от 29.03.2023 № 170 "О результатах независимой оценки качества образования за 2022 год"
Локальные акты МБДОУ "Детский сад № 2"
- Приказ заведующего МБДОУ "Детский сад № 2" от 16.03.2016 № 29 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов МБДОУ "Детский сад № 2" и предоставлемых услуг" (>>>)
- Приказ заведующего МБДОУ "Детский сад № 2" от 26.05.2016 "О реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида" (>>>)
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 1 (>>>)
ПЛАН по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценке качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад№ 2" (>>>)
ПЛАН работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (2) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (3) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (4) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2020 год (>>>)
ПЛАН (5) работы МБДОУ "Детский сад № 2" по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ "Детский сад № 2" на 2023 год (>>>)
- - - - - - - - - - * * * - - - - - - - - - -
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому дошкольные образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги-дошкольники должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации развивающей предметно-пространственной среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчать процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип развития: взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания: соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности: создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия: установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители (законные представители)); педагог как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества: отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности: обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем - формирование у детей готовности к самостоятельному познанию.
7. Принцип здоровьесбережения: забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
- - - - - - - - - - * * * - - - - - - - - - -
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание,
- внешкольное воспитание и образование,
- среднее общее образование,
- среднее профессиональное образование,
- высшее профессиональное образование
Детям предоставляется возможность посещать дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посешать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.